^Вернуться вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

****************************************************************************************

Объявляем набор детей на программу ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ (экспресс подготовка к школе). Групповые и индивидуальные занятия, 2-3 раза в неделю

****************************************************************************************

Подготовка к школе

Помощь при ОНР и ЗРР

Специалисты БУКВАРИКА знают как разговорить ребенка, как научить ребенка говорить.

Если Ваш ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может правильно озвучить свои мысли, если речь малопонятна, если речь началась поздно ( первые слова к 3-4 и позднее), нужно скорее обратиться к специалистам.

Как же научить ребенка говорить?

Для устранения таких моментов как общее недоразвитие речи детей, нарушение речи у детей, плохая речь ребенка 3 лет, плохая речь ребенка 4 лет, плохая и непонятная речь ребенка 5 и старше лет, профессиональными и квалифицированными специалистами БУКВАРИКА сначала проводятся диагностика речи детей-обследование речи детей с обязательным присутствием представителей ребёнка, родителей, затем проводится беседа с родителями.

После диагностики составляется план работы с детьми с нарушением речи, рассказываются методы в коррекционной работе по обучению детей речи.

Обучение детей речи включает в себя такие задания, которые можно варьировать и изменять :

  • произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике;
  • произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши ;
  • пропой серию звуков с чёткой артикуляцией, повтори звуки за логопедом : А У И О, АУ ИА ОА; АУИ ИАУ, АУА УАУ; АУИА ИУАО;
  • те же задания с выделением ударного звука :Ауа, аУа, ауА;
  • узнай звуки по беззвучной артикуляции и произнесении их с голосом;
  • логопед отстукивает ритм , а ребёнок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом :А-АА, АА-А, громко и тихо Ааа, аАа, ааА.

Если работа на уровне гласных идет хорошо и ребенок выполняет задания, то мы переходим к следующему уровню- уровню слогов.

На наших занятиях по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи, речи детей ОНР решаются следующие задачи:

  1. Формирование и развитие речеслухового внимания у детей .
  2. Формирование высших психических функций.
  3. Формирование и развитие слоговой структуры слова у детей.
  4. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков , развитие артикуляционной моторики.
  5. Формирование и развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста и среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста.
  6. Развитие понимания обращенной речи, обогащение пассивного словаря ( то, что ребёнок знает, понимает, но пока это не говорит).
  7. Развитие мелкой моторики рук.
  8. Развитие элементарных форм устной речи , уточнения и расширения словарного запаса, практическое усвоение, расширение словарного запаса , усвоение простых грамматических категорий и основ..

У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития ) мы ведём подготовительную работу начиная с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции , поручения по заданию.

На занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста мы знакомимся с такими простыми музыкальными инструментами, как дудка, барабан, бубен, колокольчики, маракасы, металлофон.

Мы активно используем компьютерные игры, имитирующие звучание этих и других музыкальных инструментов.

Дети учатся узнавать и различать музыкальные инструменты на слух, без зрительного подкрепления.

Играем в игры: «Голоса животных», «Как поют насекомые», «Что звучит?» и т.д.

Вводим такие понятия, как тихо-громко, дети учатся дифференцировать звуки по силе

На занятиях по речи детей дошкольного возраста и по развитию речи детей старшего дошкольного возраста мы применяем такие игры как :

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания-«Узнай, что звучит?», «Сколько раз ударил барабан?», «Чья песенка?» и т.п.

Работаем над ритмом - сначала над простым, потом над сложным.

Игра «хлопаем в ладоши»,

«отстукиваем рукой, на металлофоне, барабане» и т.п. ,

«отстукиваем ритм ногой».

Виды наших заданий могут быть следующими:

  • хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);
  • сосчитай, сколько раз хлопнули и подними карточку с соответствующей цифрой ,
  • покажи карточку, кубик с соответствующим количеством точек, например.

Ритм сначала предлагается простой;

Игра «воспроизведи ритм по образцу логопеда».

ИГРА «кулак-ладонь-ребро», «пальчики здороваются».

Игра на выполнение движений одновременно двумя руками

«кулак левой руки-ладонь правой» и т.п.

Игры на формирование пространственных представлений как

начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

Мы используем сказку «Репка».

В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый-последний, начало-середина-конец, между-за-перед-после.

Учимся воспроизводить слова с сопровождением прохлопывания слогов с соблюдением ритма.

Проговариваем прямые одинаковые слоги , такие как:

  • да-да, ба-ба, па-па,
  • слоги с разными звуками- ма -па, па- ма,
  • закрытые и обратные слоги-пап-ап, мам- ам.

В процессе работы с детьми первого или второго уровня речевого развития ( ОНР I, ОНР II)

мы последовательно и активно формируем отношение ребенка к речи.

Формирование речи у детей должно вестись длительно, систематизировано,

по принципу от простого к сложному , в игровой форме, с применением наглядного материала.

Совет родителям- проговаривайте каждую деталь: " мы собираемся идти гулять на улицу, одеваемся, надеваем синие брюки (джинсы), красную (белую) кофту и т.д."

С 2 до 3 лет у малыша возрастает подражательная активность, он впитывает всё, как губка, а значит и накапливается необходимый словарь.

ОНР, общее недоразвитие речи ребёнка— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи – это довольно неприятное, системное нарушение речи, которое, однако, вполне можно преодолеть при условии систематической работы специалистов за 2-3 года. Несмотря на то, что ОНР – наиболее часто встречающийся диагноз, многим, помимо него, приходится узнать еще и о дизартрии.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое может быть как самостоятельным явлением, так и сочетаться, например, с заиканием или ОНР.

Не стоит недооценивать этот диагноз, даже, если у вашего малыша только «стертая форма дизартрии», то есть дизартрия в незначительной степени. Дело в том, что проблема кроется не столько в язычке, сколько в неправильно посылаемых к нему нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга.

Ребёнку крайне трудно чисто и красиво говорить,

часто текут слюнки, чего он и не замечает, может приоткрываться рот, высовываться язычок… Рребёнок этого не замечает, потому что чувствительность органов артикуляции снижена: трудно даже щеки надуть, не то, чтобы звук Р произнести!

Наши опытные специалисты-логопеды за год-два избавит вашего ребёнка от этой неприятности.

ЗРР (задержка развития речи у ребёнка). Такой диагноз по сути, ни о чем не говорит, и пугаться его не стоит. ЗРР ставят подавляющему большинству плохо говорящих детей, особенно младшего возраста (2-3 года). ЗРР бывает разной, и уточнить, что именно с речевым развитием пошло не так можно уже в ходе занятий.

Более подробная информация по телефону: +7 (917) 841-79-91

Помощь логопеда / Быстрое обучение чтению / Группа временного пребывания ребенка

Обучение грамоте, развитие речи

В нашей студии занятия проходят в УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ форме.

Цель программы: 

  • подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова.
  2. Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Цель этапа:

  • подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи этапа:

  1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
  2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
  3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
  4. Введение терминов "звук" и "слово".
  5. Научить называть слова с заданным звуком.
  6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма состоит из 4 разделов:

  1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

Услуги логопеда для взрослых после инсульта, исправление речи

Логопед для взрослого человека может понадобиться при нарушениях речи, вызванных либо болезнью (инсульт, грипп, фарингит), либо травмами, либо дефектами, не устраненными в детском возрасте.

После инсульта  логопед  в нашей Студии Букварик — это один из самых важных людей, помогающих пациенту скорее вернуться в строй.

Приглашаем родственников вместе с пациентом на первичное обследование-консультацию, с последующим составлением плана совместных действий и работы.

График Ваших посещений  Студии Букварик будет подбираться ИНДИВИДУАЛЬНО.

Услуги логопеда при инсульте

Такое тяжелейшее и, к сожалению, часто встречающееся заболевание, как инсульт, нередко сопровождается нарушением речи и тогда возникает необходимость в услугах логопедов для взрослого. 

В наши дни инсульт значительно помолодел. Все больше он затрагивает людей трудоспособного возраста, которым при проведении медикаментозного лечения необходимо восстановление речи для возвращения и к трудовой, и повседневной деятельности. Да и пожилому человеку очень важно сохранить свою речевую активность в домашних условиях, чтобы изъясняться с окружающими и быть правильно понятым ими.

Занятия с логопедом, начатые сразу же после случившегося нарушения мозгового кровообращения, гарантируют наибольшую эффективность восстановления всех речевых функций.

Важно также понимать, что восстановление речи после инсульта обычно происходит наиболее медленно, если сравнивать его с процессом восстановления двигательных или иных функций. Более того, восстановление речи, к сожалению, далеко не всегда оказывается полным, по крайней мере в первый год реабилитационного периода после перенесенного инсульта.

А дело здесь в том, что при полной сохранности сугубо физических параметров и функций так называемого речевого аппарата (ведь гортань, губы, а также небо и язык остаются физиологически нормальными после инсульт-патологии) у пострадавшего происходит существенное расстройство специфических речевых отделов, располагающихся в головном мозге и пострадавших после кровоизлияния в мозг.

Что такое афазия и каковы ее основные формы?

Для того, чтобы точно понять, как восстановить речь у пострадавшего после инсульта желательно разобраться в механизме развития афазий. Итак, как вы вероятно поняли, в медицинской среде те или иные нарушения речи, связанные (или не связанные) с состоянием инсульта называются афазией. Иными словами, афазия в той или иной ее форме – это всегда системное поражение речевой деятельности, в результате определенного поражения коры головного мозга.

Сами медики различают несколько основных видов афазии, возникающей после мозгового удара, которые мы представим в виде таблицы:

Вид нарушения речиХарактеристика вида
Моторная афазия Состояние представляет собой патологию, при которой у пострадавшего сохраняется способность к пониманию чужой речи, но возникают реальные трудности с произношением звуков или же слов. К сожалению, самые тяжелые формы моторной афазии могут характеризоваться даже полным отсутствием речи, а также крайне сложным ее восстановлением либо не полным восстановлением
Сенсорная афазия Такое патологическое состояние, для которого характерны явные нарушения в понимании чужой речи при полном сохранении слуха либо способностей к обычному самостоятельному разговору. Такие пациенты часто могут выражать свои мысли невероятно многословно, при том, что речь этих больных оказывается насыщенной бессмысленностями
Смысловая афазия Данное состояние после инсульта чаще встречается одновременно с амнестическими проблемами, когда больные попросту забывают значение слов, качества отдельных предметов и пр
Тотальная афазия Патология, которая может быть охарактеризована полным отсутствием как физиологически нормального звукопроизношения, так и всякого понимания происходящего

Как логопед может помочь пострадавшим с афазией?

Сразу следует заметить, что по мнению профессиональных специалистов (врач, логопед), первые полгода (ну или максимум один год) после развития афазии, связанной с состоянием инсульта могут считаться наиболее плодотворными в смысле восстановления речи. Но, это вовсе не означает, что в этот период речь восстанавливается самостоятельно, как правило, для восстановления речи пациентам приходится прилагать существенные усилия. Речь идет, прежде всего:

  • О необходимости проводить регулярные логопедические занятия, когда врач, логопед подбирает строго индивидуальный комплекс упражнений, позволяющий быстрее восстановить утраченные навыки.
  • О необходимости самостоятельного выполнения упражнений, которые пациенту подберет логопед.
  • О необходимости выяснения у невролога и четкого понимания того, какая именно форма афазии возникла в конкретном случае. Хотя, медики считают, что окончательную форму афазии способен определить только опытный логопед после осмотра и общения с пострадавшим пациентом.

Чтобы восстановление речи прошло максимально быстро желательно, чтобы на первых порах логопед занимался со своим пациентом в присутствии родственников (людей ухаживающих за пострадавшим), поскольку это позволяет родственникам запомнить необходимые логопедические занятия (упражнения) и, затем, организовать их выполнение уже вернувшись в свой дом.

При некотором снижении степени тяжести проявлений афазии, при появлении положительной динамики, можно существенно снижать частоту общения со специалистом, раз в две недели для контроля состояния и возможной коррекции выполняемых упражнений, но при этом логопедические занятия, несомненно, должны выполняться ежедневно.

Чтобы суметь максимально быстро восстановить утраченную при инсульт-патологии речевую функцию совершенно недостаточно обеспечить больному лишь занятия со специалистом.  Оказывается, восстановить желаемую речевую функцию можно лишь с одновременной (обязательно адекватной и строго контролируемой) медикаментозной поддержкой, обуславливающей применение лекарственных средств, способствующих улучшению кровоснабжения пораженных отделов мозга.

Кроме того, занятия с логопедом должны совмещаться с техниками специализированного массажа шейного отдела позвоночника, с мощной физиотерапией и электростимуляцией.

Конкретные упражнения, которые используют специалисты для возвращения речи

Поскольку вопросы относительно того, как восстановить речевую функцию у пострадавших от инсульта имеют достаточно специфические ответы, (когда ответ зависит от степени тяжести конкретного пациента, формы и обширности его недуга), мы посчитали возможным привести далее лишь обобщенные рекомендации относительно конкретных логопедических упражнений, которые могут подойти абсолютно всем.

Если рассматривать описываемую проблему детально, можно выделить целый комплекс логопедических упражнений, выполнение которых заключается в многократном (практически доводимом до автоматизма) произношении с пациентом простейших звуков либо звуков.

Реабилитация в данном случае, должна вестись от наиболее легких задач, постепенно передвигаясь, к более трудным. К примеру, в начале речевая реабилитация должна заключаться лишь в первичном растормаживании речевой функции на основе ранее сложившихся речевых стереотипов. Ведь весь процесс восстановления должен проходить таким образом, чтобы это не стесняло самого пострадавшего от инсульт-патологии и не затрудняло, тем самым, его восстановление.

Упражнения для возвращения общения

И еще один важным момент, желательно чтобы тренировки с логопедом, осуществлялись с применением тех или иных элементов музыкотерапии, поскольку именно эта методика обычно дает наиболее стойкие позитивные результаты у самых ранимых больных, перенесших инсульт. К примеру, если пациенту затруднительно закончить некое предложение, начатое врачом, можно предложить такому больному прослушать его либо просто спеть (первично промычать) любимые песни.

Среди подходящих абсолютно всем больным, перенесшим любую форму инсульт-патологии, назначают комплекс универсальных логопедических упражнений, которые стандартно рекомендуется выполнять не менее, чем по десять раз, принято называть следующие:

  • Упражнение «Лошадка», когда пострадавшему от инсульт-патологии предлагается активно цокать языком, изображая цоканье копыт лошади.
  • Упражнение «Змеиное жало», когда больной должен стараться до предела высунуть язык, произнося шипящие звуки.
  • Упражнение «Забор», когда пациенту предлагается показать передние зубы, как бы немного оскаливаясь.
  • Упражнения «Широкая улыбка и смех» – считается заданием, не требующим пояснений и прекрасно поднимающим настроение.
  • Упражнение «Трубочка», когда больной должен постараться свернуть кончик своего языка в трубочку и даже немного подуть в нее.
  • Упражнение «Поцелуй», когда занимающемуся рекомендуется стараться чмокать максимально громко, насколько это получается.

Несомненно, это далеко не все упражнения, которые больному сможет назначить специалист и подобные занятия могут быть существенно расширены в зависимости от состояния конкретного пострадавшего. В любом случае, подобные универсальные упражнения можно выполнять как можно больше в течение дня и чередовать практически в любой из последовательностей.

Группа развития детей с 1,5 лет

Приглашаем детей от 1,5 лет на групповые занятия в Тракторозаводском и Краснооктябрьском филиале. Подробности у администратора.

 

 

 

 

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).

 

    4. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

5. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:

6. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

7.Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .

8. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

    • Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
    • Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
    • Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
    • «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.

    • «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
    • «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

  • Большой-маленький.

  • Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
  • Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  • Один-много.

  • Горячий-холодный.
  • Высокий-низкий.

  • Вверх-вниз.
  • Предлоги.
  • Грустный-веселый.
  • Твердый-мягкий.
  • Грязный-чистый.
  • Спереди-сзади.
  • Сухой–мокрый.
  • Колючий.

  • Гладкий.
  • Шершавый.
  • Легкий –тяжелый.

Лексические темы:

  • Посуда.
  • Рыбы.
  • Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  • Машины.
  • Кораблик.
  • Домики.
  • Цветы.
  • Грибы.
  • Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).

  • Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
  • Овощи, фрукты.

  • Продукты, еда.
  • Животные домашние.
  • Животные дикие.
  • Одежда.
  • Мебель.
  • Птицы.
  • Части тела, части лица.
  • Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
  • Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
  • Игрушки.

Творчество.

  • Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  • Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.

  • Рисование пальчиками.

  • Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  • Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  • В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.

  • Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  • Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.

  • Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

  • Аппликация крупой.

  • Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
  • Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

    • Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
    • Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
    • Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
    • Играть в конструкторы по типу "Лего" (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  • Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  • Рвать бумагу.
  • Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  • Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

  • Игра с сортерами, рамками-вкладышами.

  • Учиться собирать губкой воду со стола.
  • Учиться выжимать губку.
  • Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  • Учиться нанизывать бусы (специальные детские).
  • Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
  • Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
  • Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
  • Игры с прищепками.

  • Кубики – строить башни, строить домики.
  • Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:
  • Учиться складывать матрешки.

  • Играть со стучалками и забивалками:
  • Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):
  • Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
  • Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
  • Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
  • Переливать воду из детского чайника в чашку.
  • Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
  • Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
  • Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
  • Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
  • Рисовать пальчиком на манке.
  • Клеить наклейки.
  • Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
  • Игра «наклей фигурку на свое место»:
  • Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:
  • «Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:
  • Учиться пищать пищащими игрушками.
  • Брызгаться брызгалками в ванной.
  • Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
  • Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
  • Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

  • Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  • Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  • Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.

  • «Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту  - как быстро вы заговорите на китайском? ).
  • Читать книги.
  • Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
  • По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).
  • Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

      1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
      2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
      3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
      4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
      5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
      6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
      7. Прослушивание классической музыки фоном.
      8. Активное слушанье  классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает -  мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
      9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик").

Развитие сенсорики.

      1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
      2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
      3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
      4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
      5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

      1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
      2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
      3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
      4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
      5. Катать мячики, машинки.
      6. Кидать мячики.
      7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
      8. Бить по мячу ногой.
      9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
      10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
      11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
      12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
      13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
      14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
      15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
      16. Играть с мамой в догонялки.
      17. Игры на фитболе по возрасту.
      18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
      19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
      20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
      21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
      22. Учиться катать машинку через “тоннель”.
      23. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
      24. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

      1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
      2. Покорми, умой куклу.
      3. Шофер  - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
      4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
      5. Стираем и развешиваем белье.
      6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

    1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
      2. Пить из трубочки, из чашки.
      3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 
      4. Учиться вытирать со стола.
      5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
      6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
      7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
      8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
      9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
      10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
      11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).