ОСОБЫЙ РЕБЕНОК.
Занятия в группе или индивидуально.
Приглашаются дети от 3 до 10 лет с:
-
аутичными чертами;
-
с расстройством аутического спектра;
-
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
-
ранним детским аутизмом;
-
синдромом Дауна;
-
ДЦП;
-
ЗПРР;
-
задержкой речевого развития;
-
ЗПР;
-
ОНР.
В программе обучения:
-
Коррекционно-развивающие упражнения;
-
Занятия по развитию речи;
-
Формирование коммуникативных навыков;
-
Развитие игровой деятельности;
-
Музыкально-ритмические занятия.
Фото с индивидуальных занятий
Фото с групповых занятий
Методы креативной терапии –
- сказкотерапия,
- арт-терапия,
- песочной терапия,
- телесно-ориентированной терапия,
- игротерапия и другие.
Педагог создает условия, способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия; погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения , развитию самоконтроля - сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.
Занятия ручного труда занимают особое место, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы.
Работы наших ОСОБЫХ ДЕТЕЙ в Студии Букварик.
Арт-терапия
Одним из методов практической коррекции является арт-терапия.
В коррекции психики детей просто необходимо применять такие методы воздействия, которые бы действовали мягко.
Арт-терапия помогает ребенку как бы понарошку пережить его проблемы, конфликтные и тяжелые ситуации. При этом ребенок делает это именно таким образом, чтобы не травмировать свою психику. У него работает фантазия, он может выражать себя безгранично. По мнению ученых творчество – это совершенно естественный процесс для ребенка, который еще не отошел окончательно от примитивных форм общения. Ребенок выдавливает в объект творчества свои страхи, комплексы, а также иные отрицательные чувства.
Арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.
Основная цель арт-терапии в нашей Студии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.
Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
Арт-терапия, направлена на коррекцию личностного развития.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии:
- рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;
- библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
- музыкотерапию;
- хореотерапию и др.
Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребёнку и групповую форму работы.
Как правило, арт-терапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.
Актуальность выбранной темы
Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития направлена на психологическую помощь воспитанникам в корректировке их поведения, развитии и становлении качеств личности, в развитии чувства внутреннего контроля, в развитии способностей, в устранении социальной и педагогической запущенности.
При диагностике психического развития детей часто встречаются случаи недоразвития двигательной сферы. Это может быть связано с физиологической незрелостью моторной зоны коры головного мозга, а также с отсутствием социального опыта игровой деятельности.
Психологам известно, что любая специально организованная, направленная деятельность способствует функциональному созреванию мозговых структур (функция формирует орган), развитию мыслительных операций.
Следовательно, развитие интеллекта напрямую связано с развитием координации движений и ручной моторики.
Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического.
Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости.
При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, снижается тревожность, а также формируется учебная мотивация через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у деток. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует ребёнка (воспитанника) и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.
В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление.
А этот психический процесс у умственно отсталых детей и детей с ЗПР недостаточно развит по причине органической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы.
Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить, говорить), а из – за повреждения коры головного мозга , отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий, неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости.
Чем менее адекватны условия микро социальной и микро педагогической среды состоянию детей, чем длительнее они находились в таких условиях, тем более выражены стойкие трудности в развитии.
В связи с этим возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики пальцев рук», в том числе на занятиях оригами, предназначенной для учащихся с диагнозом - задержка психического развития , умственная отсталость и т.п..
Эта программа обеспечивает:
- психокоррекцию личности;
- коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта;
- влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.