ВНИМАНИЕ!

Логопедический массаж разрешено  проводить только по направлению от невролога (невропатолога). Идёте к врачу и берёте такое направление (справку-показан, назначен или рекомендован логопедический массаж).

Эффективный логопедический массаж проводится курсом-10 или 12 сеансов (дней) ПОДРЯД, затем перерыв 1-3 месяца и повтор.

Если нет возможности ездить каждый день, то допускается массаж через день, но не реже.

Если вам предлагают логопедический массаж 1-2 раза в неделю или ежедневно более 15-20 сеансов и несколько месяцев подряд-это непрофессионально и нерезультативно, т.к. логопедический массаж-это сильная стимуляция, которая проводится курсом с обязательным перерывом (не менее месяца)!

Наш логопед в ходе курса определит количество сеансов от 10 до 12, в редких случаях -до 15 сеансов.
Все наши зонды стерилизуются. Дети с ранками, язвами во рту, стоматитом, кровоточивостью дёсен, герпесом на губах или языке на логопедический зондовый массаж не принимаются.

  • Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры
  • Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры
  • Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа
  • Массаж язычной мускулатуры

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание.

В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. (скачать бесплатно)

Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики, значит и произношения.

В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Предлагаем Вам ознакомиться с видеоматериалом о логопедическом массаже.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

  1. Поглаживание лба от середины к вискам.
  2. Поглаживание лба от бровей к волосам.
  3. Поглаживание бровей.
  4. Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.
  5. Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.
  6. Сжимание подбородка ритмичными движениями.
  7. Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).
  8. Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).
  9. Пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры.

  1. Поглаживание от середины верхней губы к углам.
  2. От середины нижней губы к углам.
  3. Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.
  4. Пощипывание губ.
  5. Покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) Одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры.

  1. Поглаживание от середины лба к вискам.
  2. От бровей к волосистой части головы.
  3. От линии лба вокруг глаз.
  4. Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей.
  5. От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.
  6. От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа.
  7. Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.
  8. Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

  1. Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.
  2. Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.
  3. Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).
  4. Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).
  5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.
  6. Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).
  7. Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа

Основные задачи логопедического массажа:

  1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).
  2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).
  3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.
  4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
  5. Уменьшение гиперсаливации.
  6. Укрепление глоточного рефлекса.
  7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ; а также щек и мягкого неба. Именно эти мышцы прежде всего обеспечивают речепроизводство.

Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный). Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.

Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других – гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других – стимулирующий.

Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж не возможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течении более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 минут до 5-6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно, под языком), у других детей – в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребенок может сидеть на коленях у мамы или в детском кресле, коляске в полуоткинутом положении).

Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша.

Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.
Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот – свободный от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Положение тела при логопедическом массаже.

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

  1. В положении лежа на спине по шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик).
  2. Ребенок – в положении полусидя в кресле с высоким подголовником.
  3. Ребенок – в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни).
  4. Для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.

Массаж язычной мускулатуры

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.
При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч.л. крапивы, 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая на 0,5л кипятка).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

  • Зондовый массаж (используются зонды Е.В.Новиковой или постановочные зонды Рау).
  • Пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку).
  • Массаж деревянным или металлическим шпателем.
  • Массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.
Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык), и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Приемы массажа языка (направление массажных движений).

  • Поглаживание языка в различных направлениях:
  • от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
  • от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
  • круговые, спиралевидные движения.
  • Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы).
  • «Прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку).
  • Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком).
  • Покалывание языка (игольчатым зондом).
  • "Перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле).
  • Распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы — во рту; кончик — снаружи).

Логопедический массаж рук

Простые и доступные рекомендации логопеда для родителей

Глубокоуважаемые родители!

Кончики пальцев – второй ум. Это доказывали еще античные мыслители (великий философ Кант писал, что кисть — это наружная выпуклость головного мозга).

Развитие речи ребенка зависит от развитости движений пальцев рук.

Массирование рук улучшает кровообращения всего тела, способствует расслаблению, поднимает настроение и возвращает уравновешенность. Помогает восстановлению многих функций организма.

Массаж укрепляет здоровье и способствует полноценному развитию организма. Массажные процедуры можно проводить уже с 2-х месяцев. Такой ранний подход к развитию мелкой моторки средствами массажа — не даст развиться нарушениям организма, в том числе речевым.

На ладонях ребенка есть зоны, которые связанны с внутренними органами и разными частями мозга. Образно можно выразиться так: руки – это человек в миниатюре.

Массаж плодотворно влияет на здоровье детей, так же с речевыми отклонениями. Наверняка родители знают, что нужно тренировать активность рук малыша.

Для этого существуют разные развивающие игры для детей. Лепка из пластилина, конструктор, лего, аппликации из бумаги, работа с красками – такие творческие занятия способствуют не только творческому развитию личности ребенка, но очень эффективны для речевого развития малыша.

Уделять массажу хотя бы 10-15 минут нужно обязательно каждый день, тогда развитие речи будет идти быстрее. Так же массаж способствует укреплению здоровья малыша.

Результат массажа: удаляются с кожи клетки эпидермиса, улучшается кожа, увеличиваются выделение сальных и потовых желез. После массажа кожа становится мягкой. Кожа принимает участие во многих процессах организма. Массаж играет огромную роль в здоровье человека, повышает работоспособность и стойкость мышц. При массаже области живота снижается артериальное давление у больных гипертоническими заболеваниями. Хороший массаж успокаивающе влияет на нервную систему, оказывает положительное воздействие на вегетативные функции: кровообращение, дыхание, пищеварение и другие.

Дабы массаж доставлял лишь пользу, а не вред здоровью, и не было никаких негативных последствий, необходимо знать правила проведения массажа.

Массажирование рук включает в себя влияния на проекционные точки с помощью движений, таких как:

  • Разминание – движения, действующие только на мышцы.
  • Пощипывание — прием массажа, при котором кожа человека захватываются между пальцами рук.
  • Поглаживание – когда рука скользит по коже и сглаживает морщины.
  • Вибрация — по массируемому участку передаются колебания с различной скоростью.

Движения при массаже:

  • Пологое поглаживание – поглаживание всей внутренней стороной ладони задней стороны кисти от концов пальцев до центра предплечья.
  • Щипцеобразное поглаживание – поглаживание, когда массируется каждый палец отдельно, от кончика пальца к началу по задней, ладонной и боковым частям.
  • Щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание — нежное растираем пальцами.
  • Кольцевое и прямолинейное растирание задней и ладонной плоскости — растираем кулачком.
  • Вибрационное и пунктированное движение – подушечками пальцев руки по задней и ладонной плоскости, от концов пальцев к запястью.
  • Растирание каждого пальца – кольцевые и прямолинейные движения большим пальцем повсеместно.
  • Растирание каждого пальца по всем направлениям.
  • Спиральное растирание руки кулачком со всех сторон.
  • Растирание левой и правой стороны, участков всех пальцев делают синхронно.
  • Разгибание и сгибание пальцев в кулачки, движения как при растирании застывших рук.
  • Вибрация рук либо встряхивания любого пальца.
  • Одну ручку малыша собираем в кулачок, и начинаем с указательного пальца, легкими поглаживающими движениями разжимаем пальцы, все, кроме большого.
  • Ручка малыша лежит ладошкой вниз, одной рукой взрослый человек закрепляет ее, а другой подымает вверх до предельного положения.
  • Рука малыша лежит ладонью вверх, держа ее левой рукой, правой рукой взрослый попеременно сгибает пальчики.
  • Рука согнута в локтевом суставе, рука ребенка фиксируется взрослым, второй рукой производит поочередно кольцевое движение пальцев руки малыша.

Завершаем массаж всегда нежным поглаживанием.

В нашем центре вы можете получить квалифицированную помощь от дипломированного массажиста, массажиста-остеопата, мастера остеопатического массажа, работающего по методу Толстоносова.

Используются авторские методики, китайская методики, массаж Гуаша, точечный массаж.

  • Работа с головными болями,
  • С хроническими болями в спине и шее,
  • С головокружениями,
  • С продольным плоскостопием,
  • Восстановление жизненно-важных функций организма,
  • Подтягивающий массаж лица (эксклюзивная методика).

Работа с тяжёлыми формами функционального нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы.

Огромный опыт работы. Результативность!

*Обращаться только с серьёзными случаями, ради любопытства не беспокоить.

Логопедический массаж оказывает благотворное влияние на весь организм и способствует:

  • расслаблению мышц и снятию усталости;
  • устранению болевых синдромов, головных болей и восстановлению нервной системы;
  • укреплению кровеносных сосудов и нормализации кровообращения;
  • омоложению кожных покровов.

Кроме того, логопедический массаж является отличным средством профилактики целого ряда заболеваний, к которым относятся: гипертония и гиподинамия, гипотония и ослабление иммунитета, низкий тонус мышц, а также заболевания суставов.

 

Мы в соцсетях

О Студии Букварик

Развитие и формирование личности – это важный, требующий постоянного внимания процесс.

Адрес филиала: г. Волгоград, ул. генерала Штеменко, д. 36; цокольный этаж, вход с торца дома со стороны ул. Штеменко
Адрес филиала: г. Волгоград, ул. Германа Титова, д. 40А (Дом Быта, 2 этаж, направо)
Адрес филиала: г. Волгоград, Баррикадная, д. 1д - 306 кабинет; 3 этаж
Адрес филиала: г. Волгоград, Дзержинского площадь, д. 1/1 - 308 офис; 3 этаж; ОЦ Столия

Телефон: +7 (917) 841-79-91

Top