Логопедический массаж
Логопедический массаж нужен прежде всего неговорящим и мало говорящим детям, чтобы провоцировать их на говорение.
Логопедический массаж необходим детям с задержкой речевого развития (неговорящие дети до трех лет) и алалией (неговорящие дети после трех лет)
Расстройство устной речи (при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), выражающееся в нарушении произношения звуков речи. Ребенок либо не может произнести звук/звуки (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. В последствии нескорректированная дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.
С чем мы работаем
Алалия — диагностика, профилактика
Что такое алалия?
Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).
Для заболевания алалия характерны:
- аграмматизмы;
- искажение звуков;
- позднее появление речи;
- нарушение структуры слогов;
- небольшой словарный запас;
- нарушение фонематических процессов.
Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.
Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:
- прием медикаментов;
- физиотерапевтические процедуры;
- работу с психологом, неврологом и логопедом.
Причины алалии
Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.
В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:
- гипоксией;
- недоношенностью;
- torch-синдромом;
- перинатальной патологией;
- асфиксией новорожденных;
- соматическим заболеванием беременной.
Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.
Методики запуска речи у неговорящих детей
Занятия по запуску речи с логопедом-дефектологом и нейропсихологом
Специалист во время своих занятий может использовать различные методы для запуска речи у неговорящих детей:
- развитие крупной моторики,
- схемы собственного тела
- формирование образа "Я" и мотивация к речи
- развитие понимания обращенной речи
- упражнения для мелкой моторики
- специальные игры на запуск речи и развитие неречевого и фонематического слуха
- упражнения на звукоподражание
- артикуляционная гимнастика
- рифмованные загадки
- стихи с движениями
- чистоговорки и другие.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это эффективный инструмент логопеда. Он нормализует мышечный тонус органов артикуляции, речевого дыхания, стимулирует развитие и/или восстановление речевых и связанных с ними зон головного мозга.
Занятия для сенсорной интеграции
Сюда входит работа с балансиром, роллербордом и кинезиологическим оборудованием: таким упражнения направлены на вестибулярную систему, проприоцепцию, тактильное восприятие. Также специалист может включать обонятельную стимуляцию с помощью естественных запахов (кофе, корица, цитрусовые ароматы, пряные травы). С помощью сенсорных систем ребенок воспринимает информацию окружающего его мира за счет ощущений. Такая стимуляция улучшает работу подкорковых отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус), а также "включает" мотивационную сферу ребенка, т.к. данные виды чувствительности наиболее исторически древние. Таким образом, происходит созревание мозга и компенсация дефицитов.
Расстройство устной речи (при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), выражающееся в нарушении произношения звуков речи. Ребенок либо не может произнести звук/звуки (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. В последствии нескорректированная дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.
Дислалия бывает
- простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц))
- сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж)).
Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой: “Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить Р.” Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произношение целого ряда дефектно.
Родители даже и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются:
- шипящие звуки ш-ж-ч-щ;
- свистящие с-сь-з-зь-ц;
- звуки р-рь, л-ль;
- реже нарушаются звуки к-кь-г-гь-х-хь, д-дь-т-ть, й, в-ф.
- Например, вместо “шишка” ребенок может говорить – “хыхка”, “фыфка”, “сыска”.
- Вместо “санки” у ребенка получается “шанки”, “фанки”.
- Вместо “рыба” – “уыба”, “лыба”, “ыба”.
- Вместо “лодочка” – “уодочка” и т.д.
Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то произношение звуков Ж, Ч, Щ также страдает.
Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков.
Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.
Это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.
Можно выделить два основных направления коррекционной работы:
Устранение дислексии, обусловленной преимуществен¬но несформированностью устной речи:
- Фонематическая дислексия- недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем.
- Семантическая дислексия – нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза.
- Аграмматическая дислексия – недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи.
- Мнестическая дислексия – нарушение слухо-речевой памяти.Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов.На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.
Устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций – Оптическая дислексия- :
- Нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма):
- Нарушение зрительного анализа и синтеза;
- Нарушение пространственных представлений ребенка;
- Нарушение движение глаз при чтении.
Заикание у детей
Это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.
Задачи коррекционного обучения включают в себя:
- Соблюдение режима молчания;
- Правильное речевое дыхание;
- Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж;
- Нормализация просодической стороны речи;
- Психологический способ лечения заикания
Заикание у взрослых – недостаток или болезнь У многих взрослых затруднение речи начинается ещё в детстве и не оставляет их после эпизодического лечения. Люди часто смиряются со своим положением и считают его безнадёжным. Это мнение абсолютно несостоятельно.
Различаются две формы нарушений в произношении слов, обусловленные типом судорог дыхательных, артикуляционных и голосовых мышц:
- тоническая – с растягиванием гласных и сонорных звуков, с неестественными паузами между словами, с разрывом произношения звуков внутри слога,
- клоническая – с кратным повторением одних и тех согласных звуков, слогов или коротких слов.
Встречается смешанная, тонико-клоническая форма, совмещающая перечисленные симптомы.
При всех формах заикания выражен прерывистый, спастический характер речи. Звуки блокируются в горле, и создаётся впечатление, что человек прилагает значительные усилия, чтобы их «вытолкнуть».
Логопедические приёмы лечения заикания у взрослых пациентов ориентированы на изменение стереотипных речевых привычек.
- Методы коррекции заикания можно разделить на три группы: формирование у человека новой, правильной техники речи, включая постановку дыхания, владение голосом, естественную артикуляцию;
- освоение выработанных навыков на сложном материале – при чтении и свободном рассказе;
- автоматизация навыков при моделировании различных речевых ситуаций, выработка эмоциональной устойчивости к возможным трудностям при разговоре с другими людьми.
Эта схема достаточно условна, поскольку логопедические методики постоянно совершенствуются и применяются с учётом индивидуальных особенностей пациентов, персонально или в группах. Как вылечить заикание у взрослых решает лечащий врач, с учетом всех условий и общего состояния здоровья пациента.
Общее недоразвитие речи (ОНР) включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
- Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» – это I уровень, ОНР IV – уровень наиболее близкий к речевой норме.
Задачи коррекционного обучения включают в себя:
- Развитие звуковой стороны речи;
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
- Формирование связной речи;
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Фонетико-фонематические нарушения
Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков “с”, “ч”, “ш” ребенок произносит звук “ть”: “тюмка” вместо “сумка”, “тяска” вместо “чашка”, “тяпка” вместо “шапка”;
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. “Табака” вместо “собака”, “лыба” вместо “рыба”, “фуба” вместо “шуба”;
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки “р”, “л” и “с” изолированно, но в речевых высказываниях вместо “столяр строгает доску” говорит “старял стлагает дошку”.
Задачи коррекционного обучения включают в себя:
- Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- Формирование звукопроизношения;
- Формирование навыков дифференциации звуков;
- Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;
- Формирование звукослогового анализа и синтеза слова;
- Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.
Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения. Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии. Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.
Причины аутизма у детей
Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:
- генетическая предрасположенность;
- мутации плода во время беременности;
- последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
- черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
- расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
- нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
- нарушения взаимодействия полушарий мозга;
- неправильный обмен серотонина в организме;
- хромосомные нарушения на стадии развития плода;
- врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития
Неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков речи.
При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание: более быстрых и четких речевых движений, темпов письма и чтения, правильного ритма, пауз, ударений.
Рекомендуются также медикаментозная, психологическая помощь, занятия спортом, выполнение упражнений на координацию, точность, смену скорости и ритма движений, активизация мыслительной деятельности (неречевое и речевое мышление, быстрое словесное оформлении мысли), внимания, памяти, восприятия, переключений.
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. Ограничена подвижность органов артикуляции, поэтому затруднено произношение. Часто речь плохо развита в целом.
Выделяют стертую форму дизартрии. Люди со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от нормально говорящих. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга. Люди, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.
Речь характеризуется нечётким смазанным звукопроизношением. Также наблюдается нарушение голосообразования и изменение темпа речи, ритма и интонации.
Задачи коррекции речевого развития включают в себя:
- формирование фонетической, лексической и грамматической стороны речи;
- развитие связной речи и коммуникативной деятельности;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Задержка развития речи у детей чаще всего подразделяется на первичные нарушения и вторичные:
-
Первичные нарушения обнаруживаются у детей, имеющих речевые расстройства, при полном сохранении слухового аппарата, органов зрения и интеллекта, сюда же относятся генетические предрасположенности и социальные факторы. Такие детишки демонстрируют нарушения наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.
-
Вторичные нарушения возникают на фоне основного заболевания ребенка, как правило, это более серьезные случаи, к которым можно отнести проблемы с психикой, нервные заболевания, дефекты челюсти, заболевания органов слуха.
Причины задержки развития речи у детей
Речевое развитие ребенка – очень сложный и сугубо индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. И причин отставания и задержек коммуникативного развития также очень много! Перечислим некоторые, самые основные:
-
Недоразвитая мускулатура рта, нарушение тонуса речедвигательных мышц: может возникнуть вследствие раннего отлучения от груди.
-
Недоразвитое слуховое внимание, отсутствие речевого слуха: возникает при недостаточном внимании и малом общении с ребенком, отсутствии чтения и пения потешек, песенок.
-
Нарушение слуха. Несвоевременное обнаружение патологий развития слухового аппарата.
-
Травмы и поражения головного мозга, полученные в утробе матери, при родах или в первый год жизни.
-
Отравления или инфекционные заболевания матери во время беременности, которые также могут повлиять на формирование речевого аппарата малыша и его речевое развитие в будущем.
-
Стремительные или преждевременные роды, гипоксия плода.
-
Психические заболевания, отклонения в развитии нервной системы.
-
Генетическая предрасположенность, особенность развития речевого аппарата, передающаяся от родителей к ребенку по наследству.
Симптомы ЗРР
Наиболее яркие клинические проявления задержек развития речи помогут родителям задуматься о возможном наличии проблем у крохи и вовремя обратиться за консультацией.
Симптомы ЗРР у детей заключаются в следующем:
-
малыш в возрасте до 8-9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание;
-
в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем;
-
ребёнок с ЗРР от 1 до 2 лет может испытывать проблемы с глотанием и жеванием, не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы;
-
в возрасте 2-3-х лет ребёнок не может выполнить подряд несколько действий, не называет предметы по заданию. ЗРР в 3 года характеризуется неумением составлять предложения или составлять фразы из нескольких слов;
-
задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может, большую часть звуков произносит неправильно.
-
ЗРР у ребенка в 4 года проявляется всё ещё плохой реакцией на речь взрослых, на вопросы также пока не отвечает.
Нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Выделяют открытую ринолалию. При этой форме ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщелине твердого и мягкого неба («волчья пасть), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.
Задачи коррекции речевого развития включают в себя:
- Развить подвижность мягкого нёба;
- Устранить неправильный уклад органов артикуляции при произношении звуков;
- Подготовить произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).
Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений можно использовать как в дооперационный период, так и после операции.
Многие родители дошкольников часто задаются вопросом, когда же лучше их детям начать изучение английского? И ответ на этот вопрос - как можно раньше. Самые последние научные исследования показали, что малыши и дошкольники обладают совершенно уникальными способностями к языкам. Они буквально впитывают в себя все, как губки!
В то время как для самых маленьких в возрасте от года до 3-х лет самым важным в изучении как первого, так и второго языка является общение с родителями и воспитателями, для дошкольников в изучении английского общение со взрослыми и другими детьми, является ключом к приобретению английского языка. Принимая это в учет Студия Букварик предлагает специально разработанные курсы английского языка для дошкольников.
Вводить английский в жизнь ребенка никогда не рано. Дети очень любят звуки, стихи и рассказы. Изучение языка проходит в веселой и непринужденной обстановке, не вызывая никакого дискомфорта для детской психики. Английский для дошкольников - это самая уникальная и успешная разработка.
Программа состоит из 33 академических часов (алфавит русского языка состоит из 33 букв).
Эта программа включает в себя и написание букв, слогов, слов, словосочетаний, звуковой анализ и т.д.
Формы обучения- индивидуально или в мини-группе (4 человека ).
Ваш ребёнок может научиться читать и быстрее, если проявит к этому способность.
К каждому ребёнку в нашей Студии осуществляется индивидуальный подход.
Первый этап – это чтение на понимание прочитанного материала.
Это распад речевых навыков у взрослых людей, связанный с органическими заболеваниями, к примеру, при инсульте или динамических нарушениях кровообращения, нервно-психических заболеваниях, с проявлениями слабоумия, а также в результате травматического повреждения или опухоли головного мозга.
Афазия характеризуется 4 составляющими:
- изменение речи и словесного общения;
- нарушение психических процессов;
- деградация личности;
- индивидуальная реакция на болезнь
Степень тяжести состояния и этапа заболевания определяется особенностями нарушения речи при каждой из форм болезни, для чего необходимо выявление механизма афазиологического синдрома. Речевая дезорганизация может выявляться в различных клинических вариантах в зависимости от того, в каком участке мозга находится очаг поражения.
С учетом того, что афазия — это комплексное расстройство речевой функции человека, она обычно сопряжена с другими изменениями в работе головного мозга, что может проявляться нарушением не только устной речи, так или иначе, окажутся затронутыми и звуки, и слова, и письмо, и чтение. Помимо общих черт афазии обнаруживаются ее индивидуальные свойства, что связано с профессией, образованием и образом жизни больного до болезни.
Частичное специфическое нарушение процесса письма. Она проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:
• искажения и замены букв;
• искажения звукослоговой структуры слова;
• нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
• аграмматизмы на письме
Дисгафия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).
Специфические ошибки, которые допускают дети при дисграфии-это замены в письме одних букв другими в сильной позиции.
Что такое сильная позиция? В гласных-это ударная позиция, когда на этот звук падает ударение. В согласных- это позиция, когда звук слышится чётко. Обычно, когда за согласным стоит гласный звук.
Например: вместо слова ” кот” пишут слово “кат”;
вместо слова “суп” пишут слово “сип”;
вместо слова “снег” пишут слово ” сник”;
вместо слова “бак” пишут слово ” пак”;
вместо слова “танк” пишут слово “данк”;
вместо слова “моряк” пишут слово ” морак”
Необходимо отметить, что у учащихся общеобразовательных школ чаще всего встречаются пропуски гласных и согласных букв, смешения гласных звуков и букв: а-о, у-о, и-е, ы-и. ю-ё, у-и. Достаточно часто смешиваются такими детьми и переднеязычные парные согласные. различающиеся между собой по твёрдости-мягкости: т-ть, д-дь, н-нь, с-сь. з-зь,л-ль, р-рь.
Если у учащихся общеобразовательных школ обнаружилось смешение парных согласных по звонкости-глухости, то следует в первую очередь проверить физиологический слух.
Если слух в норме, то дальнейшую работу следует проводить с логопедом.
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Диагноз ЗПР ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже об умственной отсталости.
Задержку психического развития (ЗПР) принято разделять на четыре группы:
Первая группа – это гармонический психический и психофизический инфантилизм. У таких детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Так же у них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот.
Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы и др. Такие дети часто болеют, месяцами находятся в больницах, что, естественно, не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание.
Третья группа ЗПР – задержка психического развития психогенного происхождения. Регистрируется очень редко и связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Это условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве.
Четвертая группа ЗПР – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Причины задержки психического развития – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни.
Из вышеизложенного можно сделать вывод: основной задачей родителей детей с задержкой психического развития заключается в том, чтобы вовремя заметить данный факт и приложить всевозможные усилия для того, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным человеком, а это выполнимо.
Расстройство устной речи (при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), выражающееся в нарушении произношения звуков речи.
Нарушения звукопроизношения следует дифференцировать с диалектным говором и неправильным произношением в результате низкой культуры речи и грамотности.
Дислалия бывает
- простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц))
- сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж)).
При каких заболеваниях возникает нарушение звукопроизношения.
Обычно при нарушении звукопроизношения нарушаются следующие группы звуков:
- свистящие (с, с’, з, з’, ц),
- шипящие (ш, ж, ч, щ),
- сонорные (л, л’, р, р’, j),
- заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’),
- звонкие (в, з, ж, б, д, г),
- мягкие (т’, д, н).
У некоторых людей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное).
У других нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное).
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
- отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его. Например: “коова” (корова);
замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: “колова” (корова).
Кроме форм нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Взрослый не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу (“Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса, – ссс. Посвисти и ты так”).
Второй уровень. Взрослый правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.
Третий уровень. Взрослый может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно.
Наиболее часто смешиваются звуки с – ш, з – ж, с’ – щ, ц – ч, л – р, б – п, д – т, г – к.
Взрослый должен точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук (первый уровень), автоматизировать – постепенно вводить в речь (второй уровень), проводить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).
Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.)
Эти дефекты могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени мало беспокоят. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.
Развитие, проявления и методы коррекции этого дефекта различны. Исследования показывают, что тахилалия может быть лишь внешним проявлением изменения мозговых процессов. Поэтому для ее преодоления необходимы неврологическое обследование и комплексное воздействие: медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (при этом вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают. В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.
Тахилалия часто сопровождается нарушениями обшей моторики, вегетативной нервной системы, лексических процессов, эмоционально — волевой сферы.
Поэтому преодоление тахилалии следует начинать с нормализаиии общих движений:
- замедления их темпа;
- тренировки координации;
- формирования ритмичности, плавности
Полезны регулярные спортивные нагрузки, традиционные общеукрепляющие процедуры (физиотерапия, закаливание и др.) в сочетании с рекомендованными врачом медикаментозными средствами, консультации психотерапевта.
Важно обратить внимание на режим дня и спокойный сон.
Параллельно необходимо выполнять специальные упражнения на тренировку зрительного, слухового, речевого внимания, памяти, логики мышления. Речевая работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:
- медленного, плавного, ритмичного дыхания;
- правильного голосоведения;
- ритмического чтения в небыстром темпе;
- плавного, «чистого», «безошибочного» письма;
- спокойной:, внятной, упорядоченной речи с правильным
- интонированием, паузацией и установкой логических ударений;
- нового общего и речевого поведения в коллективе;
- внимания к речи, преодоления трудностей в выборе слов и выражении своих мыслей.
Как проходит логопедический массаж
Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание.
В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.
Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В.
Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики, значит и произношения.
В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Предлагаем Вам ознакомиться с видеоматериалом о логопедическом массаже.
Занятия и стоимость
Логопед
-
_______
- Дети 2-3,5 лет
8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Супер» / «Макси»
Русский язык
-
_______
- Репетиторство
- Дети 2-3,5 лет
4 / 8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Мини» / «Супер» / «Макси»
-
Подготовка к школе
-
_______
- Репетиторство
- Дети 6 лет и старше
4 / 8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Мини» / «Супер» / «Макси»
-
Запуск речи с 2 лет
-
_______
- Дети 2-3,5 лет
Длительность, мин. — 30
8 занятий в месяц
Абонемент «Супер»
-
Логопед-дефектолог
-
_______
- Дети 2-3,5 лет
8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Супер» / «Макси»
Скорочтение
-
_______
- Репетиторство
- Дети 6 лет и старше
4 / 8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Мини» / «Супер» / «Макси»
-
Программа для леворуких детей
-
_______
- Репетиторство
- Дети 6 лет и старше
4 / 8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Мини» / «Супер» / «Макси»
-
Дефектолог
-
_______
- Дети 2-3,5 лет
8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Супер» / «Макси»
Коррекция почерка
-
_______
- Репетиторство
- Дети 7 лет и старше
4 / 8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Мини» / «Супер» / «Макси»
-
Мелкая и крупная моторика рук
-
_______
- Репетиторство
- Дети 6 лет и старше
4 / 8 / 12 занятий в месяц
Абонемент: «Мини» / «Супер» / «Макси»
-