Логоритмика (логопедическая ритмика) – это комплексная методика, включающаяся в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.
Различные виды ходьбы с усложнением. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие речи без музыки. Упражнения, развивающие точную моторику. Пение. Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.
Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.
Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие. Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.
Все логоритмические упражнения для детей очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним.
Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.
Примерная структура занятий — упражнения:
Ходьба с заданиями.На расслабление и напряжение.На артикуляцию, дыхательная гимнастика.На развитие внимания и памяти.На счет от 1 до 10.Проговаривание текста стихотворения с движениями.На формирование слухового внимания.На формирование чувства ритма, чувства темпа.Пение.Пальчиковая гимнастикаКоррекция неправильного произношения.На различение языковых единиц.